Образование в Самаре
|
|
Инклюзивное обучение в вузах Самары 2015Само понятие «инклюзивное образование» обозначает, что студенты с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных учебных заведениях, предназначенных для них, а наравне с остальными - в обычных вузах, так же сдавая зачеты и экзамены и получая точно такой же диплом по окончании.
Законодательно право инвалидов обучаться наравне со всеми закреплено в законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, а также в статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в которой указывается, что государство гарантирует создание всех условий для получения инвалидами образования и профессиональной подготовки. Напомним, что при поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды имеют льготы. Право на них получают «дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, инвалиды войны, инвалиды с детства имеют право на внеконкурсное зачисление на обучение в высших учебных заведениях, при условии отсутствия противопоказаний на данное обучение медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) и успешной сдачи вступительных экзаменов». Таким образом, если отсутствуют противопоказания со стороны МСЭ и инвалид сдал вступительный экзамен на положительную оценку, то его обязательно должны зачислить. Во время сдачи вступительного экзамена инвалидам выделяется дополнительное время на подготовку устного и письменного ответа, которое не должно превышать полутора часов. Также данная категория лиц имеет право на бесплатное обучение в вузах, если обучение осуществляется впервые. При этом абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья должны предоставить в приемную комиссию вуза следующие документы: заявление от инвалида о приеме; паспорт с подтверждением российского гражданства, документ об образовании (оригинал либо заверенную копию); по необходимости свидетельство о результатах ЕГЭ (оригинал или заверенную копию); справку МСЭ об инвалидности. В разных вузах Самары по-разному относятся и к практике обучения инвалидов. В СамГУ создан даже Центр инклюзивного образования, который уже несколько лет подряд занимается проблемами студентов-инвалидов. Так, в Самарском госуниверситете созданы и работают отдельные группы для слабослышащих, к которым прикреплены сурдопереводчики и отдельные кураторы. В других самарских вузах, как правило, студентов-инвалидов распределяют по общим группам, так что они учатся вместе со всеми. «Действительно, к нам поступают абитуриенты, которые предъявляют справку об инвалидности, - рассказывает Варвара Сотова, Самарский государственный аэрокосмический университет, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии. - Естественно, конкурс лиц, имеющих особые права, гораздо меньше, чем обычный. В целом по вузу из года в год поступает суммарно около 15 человек - и те, кто имеет ограниченные возможности здоровья, и дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Как правило, проблемы со здоровьем у таких детей, конечно, есть, но не из тех, что серьезно мешают учебе. Колясочники, ребята с ДЦП, серьезными проблемами со слухом или зрением поступают, но очень редко. Квота для абитуриентов с проблемами со здоровьем, имеющих особые права, составляет не менее 10% по всем направлениям подготовки. То есть, допустим, из 50 бюджетных мест какого-либо направления подготовки 5 будет выделено детям с особыми правами. Им надо набрать минимальное количество баллов, которое принято при поступлении в данном вузе. По своему желанию они имеют право сдавать наши внутренние вступительные испытания, либо прийти с результатами ЕГЭ. В основном, они уже приходят с ЕГЭ. Очень редко бывают случаи, когда абитуриенты с инвалидностью решают сдать экзамен в вузе. Был интересный случай. В прошлом году к нам поступила девочка с ДЦП. Она вместе с мамой прошла все вступительные испытания. Теперь они обе учатся в университете. После общения с мамой я поняла, что они обе намерены получить диплом и приложат для этого все силы. И дочка молодец, она работает серьезно, учится. Обе обучаются на заочном факультете по специальности экономического направления. Понятно, что им труднее, чем обычным студентам, но у них есть серьезное стремление добиться поставленной цели, так что, я думаю, все у них будет в порядке». Понятно, что на филологические специальности, дисциплины, дающие возможность дистанционной работы (информатика, например), инвалиды стремятся попасть чаще, чем на специальности инженерные или технические. На педагогических специальностях и в таких же вузах инвалидов больше, в инженерных - меньше, в медицинских практически нет. Так, тему комментирует Мария Резниченко, начальник управления внеучебной работы Самарского государственного аэрокосмического университета: «Развитие инклюзивного образования в современном вузе, безусловно, добрый знак, который свидетельствует о постепенном становлении в нашем обществе гуманной парадигмы отношений. Эта государственная программа позволяет молодым людям с ограниченными возможностями здоровья осуществить интеллектуальный реванш, стать квалифицированными специалистами, способными достойно трудиться, быть полезными гражданами страны. В Самарском государственном аэрокосмическом университете во все времена прежде всего приветствовалась любовь к знаниям и целеустремленность, поэтому допуск к вступительным испытаниям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при отсутствии медицинских противопоказаний никогда не лимитировался. Разумеется, таким студентам особенно сложно учиться на технических специальностях, требующих полноценного физического ресурса (двигателестроение, ракетостроение, машиностроение и пр.): здесь нужно осваивать не только теорию, но и проходить практику непосредственно на производстве, на аэродроме, в «полевых» условиях знакомиться с техникой. Однако вполне реально они могут раскрыть свой интеллектуальный потенциал, занимаясь, например, информатикой, теоретической физикой, издательским делом, полиграфическими технологиями, экономикой и управленческими стратегиями. За последние 14 лет в нашем вузе проделана значительная работа по формированию системы сопровождения студентов-инвалидов в учебной и внеучебной деятельности, которая учитывает их физические особенности и позволяет свести к минимуму различные затруднения, возникающие в этой связи. Были внесены поправки в учебные программы и планы, предусмотрены возможности обучения по индивидуальному графику и дистанционно, продуман комплекс мер социально-психологической защиты (разные виды стипендий, материальная помощь, бесплатные путевки в санаторий-профилакторий и др.), организовано кураторство и наблюдение за ходом обучения со стороны деканатов. В 2014 году создана служба, которая занимается вопросами инклюзивного образования в СГАУ. Но самым главным в работе с такой категорией студентов является, конечно, индивидуальный подход, где каждая ситуация рассматривается в отдельности и принимаются во внимание все конкретные данные. В планах вуза - создание и реализация программы повышения квалификации для преподавателей вуза, которая поможет усовершенствовать работу со студентами-инвалидами, подготовка соответствующих методических рекомендаций, а также разработка версии специализированного информационного сайта, рассчитанного в том числе и на будущих абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в стенах Самарского государственного аэрокосмического университета обучается 16 студентов-инвалидов. Они успешно осваивают специальности бакалавриата (автоматизация технических процессов и производств, техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, технология транспортных процессов, конструирование и технологии электронных электронных средств, радиотехника, прикладная математика и информатика), магистратуры (двигатели летательных аппаратов), специалитета (техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов). После окончания учебы вуз обязательно окажет им помощь при трудоустройстве. К сожалению, сейчас для таких студентов невозможно создать безбарьерную архитектурную среду в связи с исторически сложившимися проектными особенностями кампуса СГАУ. Реконструкция повлечет за собой вложение огромных средств. Однако шаг в будущее уже сделан. Новый учебный корпус на территории университета удовлетворяет всем необходимым требованиям. В соответствии с нормативами, учитывающими интересы студентов-инвалидов (доступность прилегающей территории, входов, выходов, перемещений внутри здания и пр.), строится «Гагарин-центр». Когда он будет введен в эксплуатацию, наш вуз может претендовать на статус базового образовательного учреждения высшего образовании, обеспечивающего условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Приволжском федеральном округе». 27.04.2015
|
22 ноября 4:20
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |