Новости компаний Самары
|
|
«Авиакор» получил нового генерального директораВ начале недели генеральный директор ОАО "Авиакор-Авиационый завод" Сергей Лихарев оставил свой пост, уступив его ранее неизвестному в Самаре менеджеру Вячеславу Артемьеву. Лихарев не покидает предприятие. Он сосредоточится на стратегических проектах его развития. Между тем эксперты полагают, что снятие Лихарева может негативно сказаться на перспективах "Авиакора".
Самарское предприятие ОАО "Авиакор-Авиационный завод" в настоящий момент вместе с группой "ГАЗ" и ОАО "Абаканвагонмаш" входит в состав машиностроительного сектора (ОАО "Русские машины") частного инвестиционного фонда "Базовый элемент", контролируемого известным российским бизнесменом Олегом Дерипаской. "БазЭл" стал собственником "Авиакора" в 1998 году (в то время компания носила название "Сибирский алюминий").
При новом собственнике, впрочем, как и при предыдущих, "Авиакор" находился в затяжном кризисе, из которого его не сумели вывести три сменившиеся команды менеджеров. Теперь, похоже, холдинг Дерипаски утратил интерес к предприятию. Скорее всего, менеджеры холдинга ждали изменений рыночной конъюнктуры, поскольку на тот момент российские самолеты не были востребованы авиакомпаниями.
Начало текущей недели ознаменовалось для завода назначением, которого никто не ожидал. Занимавший до недавнего времени пост генерального директора Сергей Лихарев в связи с рекомендациями холдинга "Базовый элемент" оставил эту должность, освободив место новому руководителю Вячеславу Артемьеву. Руководителем "Авиакора" г-н Лихарев стал в 2004 году, перейдя на завод из телекоммуникационной компании "Голден Телеком".
В пресс-службе корпорации "Базовый элемент" новое назначение объявили плановым. "Смена руководителя связана с необходимостью разделить оперативное руководство деятельностью завода и управление стратегическими проектами по его развитию. В настоящее время данные проекты находятся на такой стадии, которая требует от Сергея Лихарева полного погружения и внимания к стратегической работе", - заявили в пресс-службе. В результате кадровых ротаций обязанности генерального директора ОАО "Авиакор-Авиационный завод" будет выполнять Вячеслав Артемьев, а Сергей Лихарев сосредоточится на работе в ООО "Авиаресурс-Холдинг" (холдинговая компания, которая является держателем акций "Авиакора"), где он является генеральным директором. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", 000 "Авиаресурс-Холдинг" было зарегистрировано еще в 1999 году, и г-н Лихарев числится его руководителем не первый год.
Получить комментарии самого Сергея Лихарева "СО" не удалось.
По словам эксперта ИК "Финам" Константина Романова, в последние несколько лет при постоянных сменах менеджмента на заводе Сергей Лихарев был фактически единственным руководителем, который эффективно работал, и результаты его трудов были налицо. "Несомненно, Лихарев смог улучшить ситуацию на предприятии, однако в этом не только его заслуга, но и результат общего улучшения конъюнктуры рынка, оживления активности государства в данном секторе, законодательных мер по лоббированию интересов российских авиапроизводителей", - отметил Романов.
Несмотря на заявления представителей "Базового элемента", кадровая рокировка по сути дела означает понижение в должности последнего антикризисного менеджера и фиаско попыток холдинга реанимировать завод. Аналитик по машиностроению ИК "Белее Капитал" Марина Иркли не исключает, что "Авиакор" будет продан государству в рамках создания единой авиационной компании, а решение "БазЭла" было предопределено свыше. Похожего мнения придерживается и Константин Романов, отмечая, что продажа "Авиакора" государству на волне формирования единого авиахолдинга - вполне вероятный сценарий.
Интересно, что 29 июня 2007 года корпорация Олега Дерипаски официально объявила о создании нового сектора для развития бизнеса по управлению авиационными активами и аэропортами холдинга, однако самарское предприятие в списке входящих в него компаний не фигурирует.
Куда полетит Ан-140
Судьба проекта регионального самолета, получившего реальное воплощение усилиями Сергея Лихарева, с уходом менеджера может оказаться под вопросом.
Проект по созданию на базе ОАО "Авиакор-Авиационный завод" регионального самолета Ан-140 развивался вяло. Завершение строительства машины, сборку которой завод начал еще в 1997 году, по разным причинам откладывалось на неопределенный срок. В эпоху Льва Хасиса реальных заказов на самолет не было. В декабре 2003 года "Авиакор" все-таки презентовал Ан-140, который собиралась приобрести авиакомпания "Самара". Позже выяснилось, что презентация была преждевременной, поскольку лайнер не был окончательно готов. К тому же новый собственник "Самары", авиакомпания "КрасЭйр", отказалась от этой покупки. Летом 2005 компания "Базовый элемент" еще раз презентовала первый серийный Ан-140 базовой комплектации, но и после этого самолет не отправился к своим новым владельцам, а остался на самарском предприятии на доработку. Лишь в июле 2006 года авиакомпания "Якутия" получила в эксплуатацию региональный самолет производства самарского завода. Цена машины составляет порядка $8,5 млн. Как отметил аналитик ИК "Финам" Константин Романов, перспективы самарского "Авиакора" весьма неплохи, особенно на фоне бума слияний и поглощений в авиационном секторе, активной политики правительства по укрупнению и усилению взаимодействия российского авиапроизводства. Портфель заказов наАн-140 постепенно наращивается, а ввиду оживления на внутренних авиалиниях спрос на него в ближайшие годы может возрасти.
Эксперты отмечают, что Ан-140 - тот самолет, который может сделать "Авиакор" прибыльным, однако на это потребуется время. В компании "Ильюшин Финанс К0" отмечают, что, несмотря на весьма хорошие перспективы и технические характеристики самолета, пока массового спроса на него нет. "В последнее время более востребованными оказались магистральные самолеты.. Между тем заявки на Ан-140 поступают, и мы будем продолжать сотрудничество с "Авиакором", - отметил пресс-секретарь ООО "Ильюшин Финанс К0" Андрей Липовецкий.
Кто пытался реанимировать «Авиакор»
Лев Хасис (1994 -март 1999)
Программа Льва Хасиса по возрождению "Авиакора" предполагала реструктуризацию задолженности авиапредприятия перед кредиторами за счет передачи объектов соцкультбыта, жилья и детских дошкольных учреждений на баланс муниципалитета, а также самолета Ту-154М авиакомпании "Самара" в счет погашения задолженности перед областным бюджетом, Пенсионным фондом и фондом обязательного медстрахования. Была произведена структурная перестройка "Авиакора", все управление передано управляющей компании ЗАО "Авиакорпром". Надежды возлагались в первую очередь на самолет Ан-140. Заявлялось, что первый Ан-140 будет собран на заводе и передан в эксплуатацию в 1998 году. Также шла речь о запуске в производство транспортного самолета Ан-70. Итог: уход с поста генерального директора.
Леонид Терентьев (март-апрель 1999)
Временный руководитель. Итог: передача 46% акций "Авиакора" холдингу "Сибирский алюминий".
Андрей Карклин (апрель 1999 - февраль 2000)
Задача Андрея Карклина состояла в ликвидации большей части дочерних фирм, созданных прежним руководством "Авиакора". В тот момент руководство завода сосредоточило усилия на привлечении "несамолетных" заказов, среди которых были выпуск разнообразных приспособлений для сельского хозяйства и комплектующих для ОАО "АвтоВАЗ". Итог: уход с поста генерального директора. Одна из версий причины ухода - весьма сомнительные перспективы дальнейшего развития "Авиакора".
Виктор Петрищев (март - осень 2000)
Петрищев принял решение следовать выбранной его предшественником тактики, увеличивать объем капитального ремонта, работать по Ан-140, вписываться в программу Ан-70 и в то же время работать над выпуском "несамолетной" продукции, развивать производство комплектующих для ВАЗа. Итог: уход с поста генерального директора.
Владимир Белогуб (осень 2000 - декабрь 2002)
Программа Белогуба предусматривала достройку незавершенных Ту-154М, эксплуатацию работающих сейчас воздушных судов, их капитальный ремонт, освоение новой серийной машины Ан-70 или Ан-140. Итог: уход с поста генерального директора.
Геннадий Плотников и Альберт Авдошин (декабрь 2002 -июнь 2004)
Первоначально планы Авдошина заключались в сохранении авиационного бизнеса в имеющихся объемах (ремонт самолетов Ту-154, изготовление запасных деталей, организация линии по Ан-140). Вывод половины из 550 тысяч кв. метров площадей завода. Вскоре задача была изменена, и Альберт Авдошин предпринял попытку продать "Авиакор". Предприятие предлагалась к продаже за $16 млн, затем сумма выросла до $18 млн, а позже до $22 млн. Найти покупателей не удалось. Итог: уход с занимаемой должности.
Сергей Лихарев (июнь 2004 - июль 2007)
Лихарев весьма жестко взялся за приведение дел на "Авиакоре" в порядок. Очевидным результатом его работы стал долгожданный запуск Ан-140 и заключение контрактов на поставку регионального самолета с рядом российских компаний. В период формирования единого российского авиахолдинга Сергей Лихарев активно лоббировал интересы предприятия по участию в производственной программе OAK и добился определенных успехов: "Авиакор" принимает участие в производстве комплектующих для Ту-334. Кроме того, в настоящее время предприятие поставляет запчасти на самолеты Ту-154, эксплуатирующиеся в КНР, а в дальнейшем это сотрудничество будет расширяться в направлении технического обслуживания этих воздушных судов. Итог: смена должности и круга полномочий, приход на предприятие Вячеслава Артемьева.
Игорь ГАРИВАДСКИЙ,
председатель совета директоров ОАО «Авиакор-Авиационный завод»
- Новое назначение и разделение оперативного и стратегического управления позволят повысить эффективность работы предприятия и ускорить реализацию стратегических проектов. Изменения в руководстве предприятия никак не повлияют на выполнение текущих производственных планов.
Александр РУБЦОВ,
генеральный директор ООО "Ильюшин Финанс К0"
- О генеральном директоре самарского "Авиакора" Сергее Лихареве можно сказать только хорошее: это действительно высококлассный профессионал, грамотный менеджер, с которым нашей компании было комфортно работать. В настоящее время
у нас есть ряд действующих контрактов с предприятием, и думаем, что смена круга его полномочий никак не отразится на нашем дальнейшем взаимодействии.
Константин РОМАНОВ,
аналитик ИК "Финам"
- Продажа "Авиакора" государству на волне формирования единого авиахолдинга - вполне вероятный сценарий. Отсутствие предприятия в списке компаний, которые войдут в сектор по управлению авиационными активами "Базового элемента", также может свидетельствовать о подобных планах. Еще в январе этого года господин Дерипаска вел активные переговоры о том, чтобы начать собирать на самарском "Авиакоре" канадские лайнеры Bombardier. Срыв этого проекта мог подтолкнуть к решению избавиться от актива. Намерение продать этот актив может быть вызвано и решением сосредоточить усилия на профильных направлениях. Возможно, это также связано с последними заявлениями г-на Дерипаски о том, что он готов в любой момент передать государству "Русал". Вероятно, бизнесмен всерьез прощупывает почву для того, чтобы выстроить с государством какую-то взаимоприемлемую схему: что-то уступить, а под какой-то статус получить твердые гарантии.
Анастасия ДЕНИСОВА, «СО»
|
21 ноября 14:40
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |