Новости бизнеса Самары
Портал города Самара samru

Кто подрезает Самаре крылья

Процесс ликвидации СНТК им. Кузнецова вышел на финишную прямую: на прошлой неделе состоялось внеочередное заседание совета директоров, результатом которого стало фактическое утверждение антикризисной программы, согласно которой все производство будет перенесено на площадку ОАО «Моторостроитель», а оставшиеся активы распроданы.
 
План Никитина
Антикризисная программа, предложенная Николаем Никитиным подразумевает приведение мощностей самарских предприятий ОАО«Моторостроитель», ОАО «СНТКим. Кузнецова» и ОАО «СКБМ» в соответствие с существующим на сегодняшний день объемом заказов. Кроме того, планируется, что часть производственных мощностей СНТКбудет перенесена на территорию «Моторостроителя», а оставшиеся активы распроданы. Фактически, это означает почти полное уничтожение уникального комплекса самарских предприятий, выпускавших двигатели марки «НК».
С одной стороны может показаться, что формулировка «уничтожение СНТК» - сознательное сгущение красок. Ведь объединение на одной площадке разработчика и производителя под одной крышей вроде бы логично и правильно. Однако перенос производственных мощностей СНТКим. Кузнецова полностью разрушит десятилетиями складывавшуюся инфраструктуру предприятия, которая состоит не только из технической, но и из социальной сферы.
 
«Коллектив живет своей социальной средой, которая начала формироваться еще в послевоенные годы, - говорит Сергей Анисимов, директор комплекса качества и лицензионной работы СНТК им. Кузнецова. - Эта атмосфера до сих пор «пропитывает» молодых специалистов, которые в итоге становятся важными, нужными «звеньями». ОКБ - единый разработчик. И если распустить этот коллектив, то воссоздать его в том же качестве и с теми же параметрами будет невозможно. Компетенция разработчика будет безвозвратно потеряна. Для иллюстрации: после распада СССР в России не создано ни одного конструкторского бюро! Чтобы вырастить коллектив-разработчик, нужны годы и десятилетия. Чтобы потерять - одно неграмотное решение».
 
Впрочем, как конструкторское бюро СНТК им. Кузнецова, по-видимому, никому не нужно. Согласно антикризисной программе Никитина предприятие будет заниматься... ремонтом и обслуживанием. Про разработку новых двигателей в этом «антикризисном» плане не сказано ни слова. Также ни слова не сказано про уже доведенный до крыла НК-93, хотя двигатель перспективный и имеет непревзойденные технические характеристики. Создается впечатление, что НК-93 антикризисному менеджменту предприятия не нужен.
Впрочем, руководство СНТК всегда может сослаться на то, что двигатель снят с крыла летающей лаборатории и продолжение работы над ним невозможно. Видимо, этим и объясняется отсутствие упоминаний об НК-93 в «Программе выхода из кризиса и развития самарского двигателестроительного комплекса в интересах стратегической авиации на период 2009 - 2015 гг.». Хотя снятие двигателя с крыла Ил-76ЛЛ по большей части «заслуга» самого Никитина.
 
В письме, направленном на имя исполнительного директора СНТК им. Кузнецова начальником ЛИИ им. Громова Евгением Горбуновым, названы причины демонтажа двигателя. Ими стали отсутствие программы летных испытаний, отсутствие программы управления двигателем на высотах свыше 3000 м, нерабочее состояние НК-93. Кроме того, договор аренды летающей лаборатории на январь-март 2009 года так и не был заключен. «Считаем недопустимым предоставление недостоверной информации о результатах испытаний руководству страны, - значится в концовке письма. - Ваше бездействие считаем преступным и оставляем за собой право обращения в суд».
Ситуация парадоксальная: у СНТК есть своя перспективная разработка, являющаяся техническим прорывом, но вместо завершения летных испытаний НК-93, как того потребовал премьер-министр Владимир Путин, работы по двигателю останавливаются, а предприятие фактически растаскивается по частям.
 
Кто виноват?
Трудовой коллектив СНТК им. Кузнецова считает, что в сложившейся ситуации виновен топ-менеджмент предприятия во главе с исполнительным директором Николаем Никитиным. На прошедшем 30 июня профсоюзном собрании работники высказали недоверие исполнительному директору. «Весь коллектив единогласно выражает протест против развала предприятия и понимает, что выполняется чей-то преступный заказ на уничтожение авиационной промышленности, - записано в протоколе профсоюзного собрания одного из цехов СНТК им. Кузнецова. Коллектив поддержит любую акцию в защиту своего предприятия». Люди понимают, что появившиеся слухи о том, что 1 сентября предприятие прекратит свое существование, не так уж и далеки от истины.
 
Обеспокоены судьбой градообразующего предприятия и депутаты губдумы. К примеру, член фракции КПРФ Анатолий Гонтарь обратился к руководителю компартии Геннадию Зюганову с просьбой защитить интересы уникального самарского предприятия. «Действия исполнительного директора Никитина Н.Ф. и его команды привели СНТК к критическому состоянию, - говорится в письме, - производственная программа на 2009 год сорвана из-за неэффективного управления предприятием; программа производственного оздоровления предприятия неизвестна; ограничения по энергоснабжению СНТК остаются в силе; большой задел образцов современной и востребованной в стране и мире продукции не «продвигается» на рынки; персонал отправлен в вынужденный простой, несмотря на имеющиеся возможности обеспечения прибыльного производства».
 
Хотя о каком прибыльном производстве может идти речь, если так называемый антикризисный менеджмент сознательно лишает СНТК им. Кузнецова работы! Судите сами - по фактам. Именно по указанию Николая Никитина был произведен перевод заказа Минобороны с СНТК на ОАО «Моторостроитель». Речь идет о двигателях НК-25, которые в соответствии с контрактом №К29-3.1/290 должны были быть исследованы, а результаты исследований в виде отчета направлены в Минобороны. Исследования до сих пор не завершены. Однако это не помешало Николаю Никитину передать двигатели другому предприятию - ОАО «Моторостроитель». Не смутило исполнительного директора и отрицательное заключение юридических и производственных служб предприятий - договор № 41 был подписан 8 мая 2009 года. Трудовой коллектив СНТК им. Кузнецова обратился в прокуратуру с просьбой «оценить правомерность передачи обремененной обязательствами собственности СНТК другому юридическому лицу».
 
Торопливость, с которой Николай Никитин выполняет свой план закрытия производства СНТК им. Кузнецова и переноса всей выполняемой им производственной программы на площадку «Моторостроителя», может поставить крест на всем самарском двигателестроительном комплексе еще по одной причине. Дело в том, что смена юридического лица фактически означает потерю конструкторским бюро сертификата разработчика и всех имеющихся сегодня лицензий. «По закону если правопреемник сохраняет организационную структуру, то действие лицензий не прекращается. А если нет - их надо переоформлять на новое юридическое лицо, - поясняет Сергей Анисимов, директор комплекса качества и лицензионной работы СНТК им. Кузнецова. - Еще есть сертификат разработчика. Лицензия - это документ, дающий право, сертификат же - оценка фактических возможностей. Он выдается всего один раз, и КБ для его получения должно обладать производственной базой, иметь разработки, испытательные стенды и быть способным создавать новый продукт. Но сертификат необходимо подтверждать, для этого создается рабочая группа, которая приезжает на ОКБ. У нас на СНТК такая проверка будет в 2010 году. И мы этот документ потеряем, потому что при объединении СНТК и «Моторостроителя» нарушается структура».
Так что же останется от уникального конструкторского бюро после выполнения антикризисной программы Николая Никитина? Лицензий и сертификатов не будет, трудовой коллектив распадется, производственная база частично переедет на ОАО «Моторостроитель», а оставшиеся активы будут распроданы. Очень радужная перспектива!
 
Что делать?
Всем понятно, что в сложившейся ситуации предприятию необходима реальная программа выхода из кризиса. Программа, направленная на развитие производства, внедрение новых технологий, поиск новых деловых партнеров. В программе Николая Никитина этого нет. Сразу же возникает вопрос: что же это за «исполнительный директор» и что он исполняет? Трудовой коллектив считает, что Никитин исполняет «чей-то преступный заказ на уничтожение авиационной промышленности».
Кроме того, компетентность Николая Никитина как руководителя у многих вызывает сомнения. «Никитин сумел рассориться со всеми нашими родными потребителями двигателей, - заявил в беседе с корреспондентом «СГ» директор научно-производственного комплекса СНТК им. Кузнецова Вячеслав Голанов. - А ведь сейчас самарскими двигателями качается газ на 30% установок газоперекачки в стране. Это внушительная доля рынка. Но Николай Никитин рассорился с руководителями Газпрома, и сейчас Газпром поворачивается к нам спиной. Мы рассорились с казанским заводом, с которым работали по гражданской тематике, и потеряли целое направление. У этого руководителя нет команды, нет нацеленности на результат - наращивание объемов производства».
 
Один из акционеров ОАО «СНТК им. Кузнецова», заслуженный машиностроитель РФ Валерий Николаев в обращении, направленном на имя депутата губдумы Анатолия Гонтаря, прямо заявляет о «профессиональной некомпетенции» нынешнего руководителя предприятия и критикует разработанную им программу. «Никитин проводит линию на ликвидацию, а не на развитие ведущего российского сегмента высокотехнологичного машиностроения, говорится в письме Николаева. - По его «программе» подлежит ликвидации 7 из 12 тысяч рабочих мест. Такой план разработан в силу полного незнания сложившегося рынка и большой востребованности двигателей, разработанных и производимых в Самаре. В свою очередь, это может иметь крайне негативные социальные последствия. Можно ли согласиться с тем, что из-за одного профессионально некомпетентного руководителя было уничтожено достояние российской и мировой технической цивилизации, а в Самаре тысячи людей остались без работы?»
Ситуация складывается критическая, и трудовой коллектив готов поддержать любые акции в поддержку своего предприятия. Люди даже готовы пойти на крайние меры - к примеру, перекрыть Красноглинское шоссе. Однако подобные акции могут быть признаны экстремистскими, и их законность вызывает сомнение.
 
Впрочем, выразив недоверие топ-менеджменту, трудовой коллектив уже достаточно четко и внятно высказал свое мнение: команду Никитина нужно отстранять от управления предприятием. Вот только услышит ли их голос руководство Оборонпрома?
Пока что люди, принимающие судьбоносные для самарских предприятий двигателестроения решения, работников СНТК не слышат: на прошедшей неделе состоялось внеочередное заседание совета директоров предприятия, на котором гендиректор Оборонпрома Андрей Реус одобрил антикризисную программу Николая Никитина, и до конца июля появится соответствующее постановление Правительства РФ...
Впрочем, есть еще надежда, что самарцев в Москве все-таки услышат: как стало известно «СГ», губернатор Владимир Арятков настоял, чтобы 20 июля на заседании областного антикризисного штаба были представлены альтернативные никитинской программы вывода СНТК из кризиса.
Кирилл Ефременко,
"Самарская газета"

17.07.2009



Новости бизнеса
Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября
01.11.24 16:53

21.10.24 Зумеры стали в три раза активнее копить на пенсию с работодателем
10.10.24 Завершается сбор овощных культур в Самарской области 2024
01.10.24 Выставка профессий с ярмаркой вакансий пройдет в Самаре с 9 по 12 октября
26.09.24 Две компании НПЦ «Самара» получат гранты на разработку двигателей для дронов
16.09.24 В ОЭЗ «Тольятти» откроют производство в сфере машиностроения на 200 рабочих мест
Новости Самары

  19.40 
Навигация 2024 завершается в Самаре
  13.09 
Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
  11.42 
На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
  10.22 
Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
  09.43 
Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября

Новости Самары



23 ноября 2:38


© 2006 - 2024 г. Самара
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru