АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

«Нет ничего дороже, чем ошибка конструктора»

Каждая новая машина, созданная на автомобильном предприятии - детище  долгой  работы коллектива конструкторского бюро. За каждой машиной стоят конкретные люди, время, инновации. Как совершенствовались технологии проектирования, какие проекты определяют будущее АВТОВАЗа и насколько важна роль конструктора - обо всем этом рассказывают  люди, возглавлявшие это подразделение на разных этапах развития Волжского Автозавода.
         
      
Г. Мирзоев (возглавлял конструкторское бюро АвтоВАЗа с 1976 -1998г.г.): «Нет ничего дороже, чем ошибка конструктора» Деятельность любого машиностроительного предприятия начинается с чертежа, и любое производство означает, что сначала нужно сделать конструкцию. Поэтому на автомобильном заводе, как нигде, важна роль конструктора. Президент компании Chrysler, когда был у нас в 70-х годах, сказал очень точную фразу: «Единственный, кто меня может разорить - это конструктор». На заводе нет ничего дороже, чем неудачная конструкция.  Этот специалист должен знать не только, как собирается изделие, но и как оно проявит себя в эксплуатации, он должен уметь охватить все стадии производства, а ведь это - миллион операций, тысячи единиц оборудования.

- Каждый из вас работал в определенную эпоху развития АВТОВАЗа. Каким запомнилось это время?

Г. Мирзоев: В 70-х годах прошлого столетия все мы, работники АВТОВАЗа, пребывали в некой эйфории, на большом эмоциональном подъеме - ведь построили новый и самый крупный завод, это был уникальный проект. Такие чувства сформировали очень сильный командный дух, и даже трудности были в удовольствие. Мне очень повезло, что я работал в такой команде. Но это не говорит о том, что все было очень легко. Ведь если вспомнить, как ставилась на производство LADA SAMARA, трудностей было достаточно - даже в Министерстве к проекту отнеслись критически. Ведь завод еще десяти лет не отработал, а ставился вопрос о полной замене оборудования на одной из «ниток» конвейера. Но вазовское руководство все-таки на это пошло - ведь время в автомобилестроении летит очень быстро, и надо идти вперед.

П. Прусов (возглавлял конструкторское бюро АвтоВАЗа с1998 - 2003г.г.): Я вообще счастливый человек, потому что всю жизнь  занимался тем, что нравилось. В свое время я работал и конструктором, и начальником отдела, и заместителем главного конструктора по проектированию, и главным конструктором. Таким образом, участвовал в разработке и постановке на производство почти всех моделей, которые выпускает АВТОВАЗ сегодня. В те далекие 70-е годы на заводе царил дух первопроходцев - съехались специалисты со всего Советского Союза, и нам казалось, что мы можем все. Я могу выделить два автомобиля, постановка на производство которых прошла практически безболезненно - это LADA 4x4 (NIVA) и LADA OKA. Когда начинали работу над внедорожником,  все считали за честь поучаствовать в этом проекте, отнеслись к нему с большим энтузиазмом. А еще я очень горжусь тем, что на наш автомобиль была куплена лицензия. Речь идет о «CHEVROLET NIVA». Я присоединяюсь к мнению Георгия Константиновича: самое главное - это работа в команде

В. Губа (возглавлял конструкторское бюро АвтоВАЗа с 2003 -2006г.г.): Когда ставили на производство LADA KALINA, наиболее важным моментом стало то, что к этому времени появились новые требования по безопасности, утилизации, экологии. Поменялись и технологии производства. Внедрение стандартов качества ИСО также требует затрат, изменения подходов и принципов. Для выполнения всех этих требований в автомобиле LADA KALINA применяются прогрессивные материалы и технические решения, а изготовление осуществляется с использованием современных технологий и оборудования. Кроме того, с постановки на производство этой модели начал реализовываться проектный подход к созданию модельного ряда - это новый принцип командной работы. Для разработки и постановки модели на производство формируется  проектная команда, назначается руководитель проекта. И здесь очень важна функция главного конструктора  как координатора деятельности всех проектных команд

- Какие конструкторские разработки закладывают основу развития АВТОВАЗа?

В. Губа: Несмотря на то, что мы выпускаем новую модель раз в несколько лет,  разработки ведутся постоянно, и эти перспективные проекты стали основой развития АВТОВАЗа на ближайшие годы. Тенденцией, продиктованной рынком и запросами потребителей, становится максимальное расширение комплектаций и модификаций серийной продукции. Покупателями востребованы не только базовые автомобили, но и «нишевые», учитывающие интересы более узкого круга автомобилистов. Следуя данной тенденции, в этом году опытно-промышленное производство ОАО «АВТОВАЗ»  приступило к выпуску LADA 112 COUPE. В следующем году развитие получит направление полноприводных автомобилей. Уже созданы образцы LADA KALINA 4 WD. По оценкам маркетологов, емкость рынка для таких машин может составить порядка 25-50 тысяч штук в год.

Е. Шмелев (возглавлет конструкторское бюро АвтоВАЗа с 2006 г.):: Появившийся недавно «Проект С» олицетворяет новый платформенный принцип, проверенный на опыте ведущих мировых производителей - он позволит сократить время и затраты при разработке и постановке на производство новых автомобилей.

- Минимальные сроки постановки на производство новых моделей, которые не раз озвучивались, - 24 месяца - насколько они реальны для АВТОВАЗа? Какие методики в этом помогают?
 
В.Губа: Нужно сказать, что эти минимальные сроки, которые приняты в мировом автомобилестроении, реальны только потому, что уже есть наработки по техническим решениям, по силовым агрегатам, по конструкции. «С белого листа» проектировать автомобиль нерационально

Е.Шмелев: Я уже сказал про платформенный принцип, который позволит сократить сроки. Также большое значение мы сегодня придаем компьютерному моделированию, виртуальным испытаниям, потому что проверить прототип на соответствие всем требованиям, которые предъявляются в настоящее время к автомобилю, по-другому невозможно. Это слишком ресурсоемкий процесс. После получения результатов виртуальных испытаний требуется серьезная работа не только по анализу возможных отклонений, но и по поиску и синтезу всех решений, которые могли бы эти несоответствия устранить.

-Какие задачи сегодня стоят перед службой главного конструктора?

Е.Шмелев: На заводе практически нет вопросов, в которых бы ни участвовал конструктор.  Но наша работа оценивается в итоге по одному параметру - это выпуск новых моделей. Для осуществления этой главной задачи в службе главного конструктора действуют все необходимые подразделения, которые занимаются технической концепцией, стилевыми решениями, их реализацией в прототипах, разработкой документации и проведением испытаний. На плечах специалистов конструкторской службы также лежит ответственность за все, что связано с подготовкой производства, и не только на АВТОВАЗе, но и у поставщиков. Ведь в конструкции автомобиля все больше становится доля заимствованных компонентов, и по каждому из них необходимо разработать технические требования, согласовать с поставщиком  конструкторскую документацию, провести цикл испытаний как самого изделия, так и этой детали в составе автомобиля. Надо вести работу и по альтернативным поставщикам, поскольку монополизм в поставках чреват как возможными экономическими издержками, так и  форс-мажором, а завод должен работать без перебоев. Также огромный цикл работ осуществляется по поддержке действующего производства, улучшению конструкции, ее модернизации не только с учетом потребительских требований, но и изменений в законодательстве как России, так и стран экспорта. Эти изменения происходят постоянно и становятся жестче. Все это накладывает требования  на работу конструкторов. С самых первых лет работы нашей службы мы ведем активную деятельность в плане улучшения  методик проектирования и испытаний, а также организационно-структурных изменений, которые позволили бы теснее связать работу конструкторов, испытателей, технологов для того, чтобы сокращать цикл разработки автомобилей. Сегодня в службе главного конструктора работают около 2600 человек

- Какие можно выделить основные качества конструктора?

Г.Мирзоев: Вот говорят - пианистом нужно родиться. То же самое можно сказать про конструктора. Им нужно родиться

П.Прусов: Безусловно, это талант, увлеченность своим делом, упорство в достижении цели и преодолении трудностей.

В.Губа: Для успеха любого дела нужны три вещи - знать это дело, уметь делать и хотеть это делать. Формула такова: талант от Бога - это десять  процентов, а девяносто процентов - это труд, иногда монотонный, изнурительный, но говорят же: упражнение делает мастера. Еще одна черта - профессиональное любопытство, желание заглянуть за грань тех рамок, которые тебе поставлены. Только так можно делать что-то выдающееся

Е.Шмелев: Ко всему сказанному могу добавить еще умение находить решение всех смежных вопросов, то есть, гибкость ума, способность охватить весь процесс в целом.


Светлана Лысякова, специально для SAMRU.RU

 



Автожурнал
Автотюнинг


23 ноября 14:17


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru